lilya_khakimova (lilya_khakimova) wrote,
lilya_khakimova
lilya_khakimova

После трех уже поздно

Прочитала я все-таки книгу "После трех уже поздно". Не знала, кстати, что ее автор, японец Масару Ибука, был один из основателей корпорации Sony. Как это связано с ранним развитием детей, почему он вдруг резко оказался здесь первооткрывателем, я тоже не поняла. По названию понятно, что основная идея книги в том, что развивать  интеллект ребенка нужно до трех лет, а дальше уже, собственно, и поздно. Название претенциозное, немного интригует, книга довольно нашумевшая. Но если вы ее еще не прочитали, то я не советую.

Перечислю всё то, что меня смутило:
1. Стиль. Написано в стиле журнала Космополитэн. Несмотря на то, что читать легко (создается ощущение, что читаешь блог), немного смущает, что о серьезных вещах автор пишет так простенько. И, наверное, даже не в стиле дело, а в отсутствии аргументов. Создается впечатление, что автор претендует на то, чтобы только его мнение считалось единственным и правильным, хотя все время это отрицает .
2. Реклама Беби-клуба. Отталкивает резко (как впрочем и любая другая реклама в книгах).
3. Вот эта идея, которая заключается в том, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше, какая-то, мягко говоря, радикальная. То есть плевать на то, что ребенок в год чисто теоретически не может держать скрипку. Желательно все же как можно раньше учить его скрипке. Плевать также на то, что ребенок, который не умеет ходить, вряд ли встанет на коньки (и вряд ли мы найдем ему подходящий размер). Нужно поставить раньше года, потому что, мол, согласно каким-то исследованиям, ребенок, который уже научился ходить и встал на коньки, покажет результаты намного хуже, чем ребенок, который встал на коньки, еще не умея ходить. Опять же, никаких аргументов, никаких медицинских комментариев. Я вот не могла представить своего не ходящего ребенка на коньках. Впрочем, я его и ходящего на коньках с трудом представляю.
4. Апелляция к тому, что вся будущая судьба зависит от родителей, что родители прям-таки Боги для ребенка, что они могут сделать из ребенка кого угодно (Баха, Моцарта, Рембрандта, Моне, Пушкина). Главное - заниматься раньше трех лет.  Возможно, это и так, но на своем ребенке я бы не рискнула это проверять.
5. Автор пишет, что основная задача родителей - это воспитание ребенка (иначе зачем его рожать). Я в принципе согласна, что если родители произвели на свет ребенка, то на них лежит огромная ответственность за их воспитание. Но автор так категоричен в этом вопросе, что забывает упомянуть, что именно вот такой подход заставлял потом родителей, дети которых не дай Бог пошли не тем путем, впадать в глубокую депрессию и требовать отдачи от уже взрослого человека за то, что когда-то его взращивание было основным смыслом жизни родителей. Воспитание детей не может быть смыслом жизни, на мой взгляд. Ни один нормальный человек во взрослой жизни такого гнета не выдерживает.
Теперь  о том, что меня заинтересовало в книге:
1. Автор очень красиво (но опять же, не совсем аргументированно), пишет про влияние музыки, классической особенно. Меня поразила идея, полученная из каких-то там качественных исследований и фокус-групп, о том, что мама, у которой нет слуха, легко может "передать" это отсутствие слуха своему ребенку, когда поет колыбельные, например. Я не умею петь. Мне всегда было ужасно противно и сложно петь колыбельные сыну, поэтому я их и не пела никогда. Хотя меня уверяли, что петь надо. Автор советует в таком случае лучше включать детям классическую музыку.

2. Идея о том, что иностранные языки нужно учить до трех лет. Кстати, так пишут практически все исследователи, которые так или иначе изучали детский мозг. Не первый раз встречаю что-то подобное, но пока с трудом представляю, как можно научить ребенка другому языку, если он не билингвал в принципе.
Tags: книги, наука
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments